Сегодня в Киеве

«Агенти змін»: Киеву далеко до Европы по уровню городской среды

Недавно “Агенти змін” представили новый дизайн адресных табличек на столичные дома и презентовали результаты исследований по реконструкции здания Киевсовета. О том, когда начнется реконструкция здания КГГА и замена адресных табличек, а также о размещении рекламы в метрополитене — в интервью  рассказал основатель организации “Агенти змін” Игорь Скляревский.

«Агенти змін». Кто они? С чего началась идея собрать волонтеров и улучшать недружественный постсоветский дизайн Киева?

Все началось с разрозненных частных инициатив разных дизайнеров по изменению дизайна городской среды. Я с 2011 года предлагал городу бесплатно свой вариант схемы метро, концепцию уличной навигации, информационные стенды для остановок общественного транспорта, Юра Грановский изучал проблему навигации в метро и писал статьи с поисками ее решения, Максим Головко разрабатывал свою интегрированную схему транспорта Киева.

Все эти проекты не находили способа реализоваться, за исключением разве что навигации и ребрединга киевского фуникулера (2013). Вместе мы собрались только осенью 2014, когда новое руководство метрополитена заинтересовалось нами и я пригласил тех дизайнеров, о чьих инициативах читал в сети, работать вместе.

Ваша организация считается волонтерской. Дизайнеры имеют основное место работы вне “Агентов”? Получают ли волонтеры финансовое вознаграждение? За счет чего живет организация?

Первое, что хочу сказать о деньгах: все, что мы делаем, не стоит ни копейки налогоплательщикам, мы не берем деньги из бюджета.

Мы были волонтерской организацией с октября 2014 до января 2016, работали абсолютно без какой-либо оплаты по вечерам и выходным. Тогда мы поняли, что если будем продолжать в таком духе, нас надолго не хватит. Решили рискнуть и сделать А3 своим местом работы. На тот момент у нас было немного денег, заработанных на коммерческих проектах (например, мы помогали MasterCard с коммуникационной кампанией по внедрению бесконтактной оплаты в метро). С этих денег мы платили сами себе зарплату первые месяцы.

Уже весной мы начали краудфандинговую кампанию и у нас появились первые спонсоры. Первыми были сообщество айтишников DOU.ua — они сами предложили нам помощь и призвали коллег помогать нам. Следом к ним присоединились Work.ua, MacPaw, HR-агентство Indigo и Grammarly — все эти компании вместе финансируют нас на 65%. Также у нас есть партнеры, которые финансируют отдельные проекты например ЛУН.ua финансируют “Киевский стандарт”. Такие коммерческие проекты (все они связаны с улучшением публичного пространства Киева) дают еще 24%.

И самый маленький, но самый важный донор, 11% нашего бюджета — это киевляне, люди, которые неравнодушны к тому, что мы делаем и которые перечисляют нам разово или ежемесячно небольшие суммы, в среднем по 100 грн. Для нас они наиболее важны, потому что они — именно те, для кого мы работаем. Когда они по мере сил помогают нам деньгами, они становятся собственниками изменений, чувствуют свою ответственность за них, и защищают результаты работы, в случае, если им угрожает опасность. Каждый месяц мы публикуем отчеты о том, что мы сделали, сколько денег собрали, сколько и на что потратили.

Недавно был презентован проект публичного пространства Киевсовета? Какие количественно-качественные показатели ожидаются по итогам реализации? Когда стоит ждать перезагрузки “совка” в здании?

Думаю, о количественных показателях говорить слишком рано. Концепция, которую мы разработали совместно с архитекторами, урбанистами, городскими активистами, чиновниками — довольно гибкая, она предусматривает тестирование разных решений, и многие изменения в процессе в зависимости от успеха или неудачи разных инициатив.

Рекомендуем посмотреть:  Строительство гостиницы на "Замковой горе" в Киеве приостановлено

Если говорить о количественных показателях в более общем смысле — мы хотим, чтобы как можно большее количество разных людей начали взаимодействовать с городской администрацией и друг с другом в здании мэрии, чтобы это взаимодействие было как можно более разнообразным и продуктивным. Мы хотим, чтобы люди приходили сюда контролировать власть и узнавать о ее работе, общаться с чиновниками, слушать лекции, смотреть выставки, работать, даже отдыхать и смотреть кино во дворе, а не только стоять в очереди за справкой.

Что касается сроков, то сейчас мяч на поле Киеврады. Они должны определиться, как дальше строить работу, объявить архитектурный конкурс, определить сроки, выделить бюджет и т.д. Мы сделали свою работу: провели исследования, проанализировали их, создали рекомендации, привлекли к созданию концепции реконструкции большое количество носителей разных интересов и мнений.

Недавно были представлены адресные таблички с названиями улиц. Когда ожидается полная замена таких указателей в Киеве?

Главная обитель зла — Киевзеленбуд со своими деревянными медведями, макетами Эйфелевой башни и пластиковыми кустами

Думаю, до полной замены всех адресных табличек еще далеко, по нескольким причинам. Во-первых, их разработка, если делать все профессионально — не такое простое и быстрое дело, как может показаться. Нужно разработать разные типоразмеры для улиц разной ширины, для центра и для жилых кварталов, свести эти типоразмеры к минимуму для удешевления производства, разработать принципы и правила размещения.

Большую часть исследований мы уже провели. Теперь городская администрация выделила нам тестовый “полигон”: квартал в районе метро “Арсенальная”, в котором мы будем тестировать наши таблички и отрабатывать принципы размещения. Мы ожидаем, что после этого таблички начнут менять прежде всего для улиц, которые были недавно переименованы, и только потом — остальные.

Кстати, мы хотим сделать так, чтобы любой человек или организация могли заказать новую табличку на свой дом, не дожидаясь, пока это сделают коммунальные службы, и при этом соблюдая все стандарты. Для этого мы уже разрабатываем сайт, на котором можно будет ввести адрес и автоматически получить рекомендации по размещению и монтажу и файлы, с которыми можно идти к любому производителю табличек.

Вы занимаетесь различными проектами, связанными с транспортом. Есть ли решения для органического размещения рекламы, например, в метро? Или стоит отказаться от такой рекламы как явления?

Реклама на транспорте — это совершенно нормально, она есть везде, и в Берлине, и в Лондоне, и в Нью-Йорке. Вопрос в том, как сделать ее цивилизованной. Это вопрос одновременно по двум адресам: к городской администрации, которая должна навести в этом порядок — уменьшить количество рекламы, упорядочить ее, установить и следить за соблюдением честных правил игры, и сообществу рекламистов, которые должны более профессионально подходить к своему делу и понимать очевидные вещи: увеличение площадей снижает стоимость рекламы и ведет к снижению ее эффективности. Говоря проще, сейчас любая “провидица баба Прасковья” может разместить рекламу в метро, она дешевле грязи, и потому этой грязи так много.

Одним из первых проектов “Агентів” была разработка новой схемы метро в Киеве? Что не так со старой? Как вы оцениваете уровень навигации в общественном транспорте?

Уровень навигации в общественном транспорте я оцениваю как практически отсутствующий. А там, где эта навигация есть — еще не факт, что если бы ее не было, стало бы хуже.

Рекомендуем посмотреть:  Руководитель Нацполиции Князев подал в отставку

Со старой не так вот что: она не выполняла свою основную функцию — не позволяла безошибочно построить маршрут. На ней легко было перепутать, какая надпись к какой станции относится. На фоне этого меркнут остальные проблемы — неупорядоченность и замусоренность схемы, нечитабельные надписи, неприспособленность для людей с нарушениями цветовосприятия.

Уровень навигации в общественном транспорте я оцениваю как практически отсутствующий. А там, где эта навигация есть — еще не факт, что если бы ее не было, стало бы хуже. Так что у нас еще работы на многие годы.

Нужна ли стандартизация публичного пространства: пластиковые балконы, кондиционеры, прочая самодеятельность?

В любом месте, которое принадлежит большому количеству людей, нужны правила по его совместному использованию. И чем большему количеству людей оно принадлежит, тем более эти правила должны быть строги и формализованы, чтобы место не превратилось в помойку. И если дома эти правила можно оставить неформальными — двум-трем людям нетрудно договориться, кто когда убирает, моет посуду и выносит мусор, то в подъезде уже сложнее, а во дворе и на улицах — еще сложнее. Но это нужно делать, потому что при отсутствии порядка наступает хаос, среди которого не хочется жить.

Как вы относитесь к такому явлению, как “ЖКХ-арт”? Нужно ли как-то регулировать эстетические пристрастия в этой сфере?

Я бы разделял два вида ЖКХ-арта. Первый — это то благоустройство, которое в меру своих финансовых и эстетических возможностей делают сами жильцы. Да, оно может оскорблять чей-то утонченный вкус, но за этим стоит попытка благоустроить место для себя, и постепенно качество этого благоустройства будет повышаться.

Совсем другое дело, когда за облагораживание города берутся коммунальные службы, и главная обитель зла и юдоль печали здесь — Киевзеленбуд со своими деревянными медведями, макетами Эйфелевой башни и пластиковыми кустами. Очевидно, что должны быть разработаны четкие правила и стандарты благоустройства, чтобы четырехмиллионная столица не была заложницей дворницкого представления об урбанистике.

Какие сферы городского дизайна требуют срочного вмешательства?

Киеву, к сожалению, очень-очень далеко по приспособленности для жизни до даже посредственных европейских городов, а до Стокгольма и Копенгагена нам как до Луны. Но это повод не отчаиваться, а много работать.

Очевидно, те, где отсутствие дизайна или плохой дизайн создают наибольшее количество фрустраций для наибольшего количества людей. Именно поэтому мы занимаемся навигацией в метро (полтора миллиона пользователей каждый день) и созданием рекомендаций по благоустройству новых жилых кварталов.

Есть ли такие проекты или направления, которыми «Агенты» хотят заняться, но на это не хватает ресурса?

Конечно. Нам не хватает ресурса даже для тех проектов, которые мы ведем сейчас. Мы могли бы делать их быстрее. Первое, что хотелось бы сделать, но на что не хватает ресурса — система пешеходной навигации в городе.

Как вы оцениваете городскую среду Киева с точки зрения удобства и эстетики? Чего не хватает?

Киеву, к сожалению, очень-очень далеко по приспособленности для жизни до даже посредственных европейских городов, а до Стокгольма и Копенгагена нам как до Луны. Но это повод не отчаиваться, а много работать.

Чего не хватает? Самого главного: уважения к человеческому достоинству. Все остальное — производные.

Беседовала Алина Кондратенко

Источник

Хеш теги
Показати статті

Рекомендуємо:

Добавить комментарий

Close