Некоторые эксперты уверяют: подорожание остановится на отметке в 18 гривен за литр. Потом тренд изменится и цены пойдут вниз. Когда и на сколько — читайте ниже.
Кто виноват и что дальше
Причин несколько. Это и дефицит на фоне роста спроса, и монополизация рынка, и проблемы у производителей. Но давайте по порядку.
В течение последнего года спрос на сжиженный газ в Украине активно рос. Еще год назад объем украинского рынка пропан-бутана составил 100 000-110 000 тонн. В августе этого года потребность в автогазе составила не менее 150 000 тонн, заявляет аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.
При этом украинские производители сжиженного газа — «Укргазвидобування», «Укрнафта», «Укртатнафта» и частные компании — покрывают не более 20% потребностей рынка, а это около 30 000 тонн в месяц. Остальные Украина импортирует из России, Беларуси, Казахстана и других стран.
И вот тут возникла серьезная проблема, родившая дефицит. Дело в том, что Украина импортирует около 30% топлива именно из страны-агрессора. А еще в мае 2017 года профильная Федеральная служба технического и экспортного контроля РФ разрешила поставки в нашу страну только «Роснефти». Таким образом, украинский рынок получил недостаток продукта и опасного монополиста.
Кроме того, по данным экс-топ-менеджера «Укргазвидобування» Алексея Тамразова, в августе в России на ремонт остановились несколько заводов, такие же проблемы и в Беларуси.
«Частично вина за подорожание лежит на операторах, частично — на нелегальных участниках, которые использовали достаточно резкий рост спроса на сжиженный газ на протяжении нескольких последних лет для того чтобы поставлять ресурс чуть ли не на границе себестоимости», — прокомментировал ситуацию заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
Он заверил, что диверсификация поставок сжиженного газа возможна, но она также сопровождается рядом трудностей. В частности, когда речь идет об использовании европейского ресурса, например, польского, литовского или итальянского, «такие поставки должны осуществляться по железной дороге». Но «Укрзалізниця» не может предоставить необходимое количество цистерн для его перевозки, а также колесных пар, которые меняются во время пересечения границы ЕС-Украина из-за разного расстояния между рельсами.
«Возник ажиотажный спрос, все ринулись на Запад, в Европу, а привезти нечем, потому что всем надо», — пояснил Рябцев.
По словам замглавы Министерства экономического развития и торговли Украины Максима Нефьодова, министр Степан Кубив уже написал обращение в АМКУ и другие профильные органы с просьбой: объяснить, что происходит. «Ситуация действительно выглядит несколько странной, даже с учетом привычных колебаний цен на газ летом. Кто-то из игроков вполне может качать рынок, устраивая сговор», — предположил он.
Когда топливо подешевеет
Эксперты в один голос утверждают, что в скором времени вопрос с дефицитом решится — и газ начнет дешеветь.
Так, президент Киевского института энергетических исследований Александр Нарбут убежден в том, что рынок отреагирует на скачок цены. «Нынешние цены делают конкурентными поставки западных ресурсов, казахского газа. Я ожидаю, что в ближайшие две недели цена на газ будет стабилизироваться», — спрогнозировал эксперт.
Стоимость топлива будет увеличиваться до тех пор, пока, уверен руководитель программ аналитического центра DiXi Group Роман Ницович, будет существовать ажиотаж.
«Надеюсь, что рынок и соответствующие органы отреагируют и удовлетворят этот спрос, тогда цена откатится назад. Кстати, именно высокие цены сбивают ажиотажный спрос и позволяют восстановить баланс», — считает он.
По словам Геннадия Рябцева, сегодня цены настолько высоки, что отпугивают потребителей, которые могут сократить поездки и не покупать газ, а в некоторых сетях вообще газа нет. В то же время «компании мечутся, пытаются подписывать контракты, следовательно, этот дефицит будет уменьшаться».
«Думаю, его поборют к середине сентября, а раз поборют к середине сентября, значит, до конца месяца можно ожидать возврата цен на докризисный уровень. Не скажу, что обязательно будет 11 гривен за литр, но если с гривней все будет нормально, то откат до 12 будет, поскольку именно такой уровень комфортен трейдерам. Они не заинтересованы в высоких ценах, поскольку работают за счет оборота, а не за счет высокой наценки», — пообещал замдиректора научно-технического центра «Психея».
Что ж, подождем — увидим. Тем не менее, ритейл не может не реагировать на подорожавшее топливо, следовательно, ждем роста цен на рынках и в супермаркетах: к сезонному фактору осени добавятся еще и расходы на газ.